Как уберечь ребенка от суицида. Рекомендации родителям.
Самоубийство – это реакция ребенка на проблему, которая кажется ему непреодолимой.
Ситуации, которые могут спровоцировать самоубийство ребенка:
– Конфликтные отношения в семье.
-Насилие в семье (физическое, психическое, сексуальное).
– Недостаток внимания и заботы.
– Авторитарное властное поведение родителей.
– Развод родителей.
– Психические отклонения у родителей.
– История самоубийства и суицидальные попытки в семье.
– Смерть значимого человека.
– Разрыв отношений с любимым человеком.
– Конфликты со сверстниками.
– Переживание обидной, несправедливой, оскорбительной ситуации, унижающей чувство собственного достоинства.
– Постоянные издевательства, запугивание со стороны сверстников.
– Высокие требования к учебе и ожидание результатов, которых подростку сложно достичь.
– Нежелательная беременность, аборт и его последствия.
– ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем.
– Серьезная физическая болезнь.
– Психические расстройства ребенка (депрессия, психоз, дезадаптация, отклоняющееся поведение).
Мотивы суицидального поведения:
– Обида, чувство одиночества, отчужденности, непонимания со стороны родителей или сверстников.
– Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность.
– Переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей их семьи.
– Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
– Страх позора, насмешек или унижения.
-Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
– Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
– Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
– Страх наказания, нежелания извиниться.
– Подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ.
Симптомы суицидального поведения детей
или как понять, что Ваш ребенок думает о самоубийстве:
– Внезапная замкнутость и отказ от общения, самоизоляция, снижение поведенческой активности. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый разговор с человеком.
– Внезапное изменение поведения, когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности.
– Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе.
– Безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду, несоблюдение правил гигиены, изменение привычек сна и/или питания.
– Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
– Безразличные или наоборот неадекватные реакции на ситуации неудач в повседневной жизни.
– Внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом человека обратить на него внимание, помочь ему.
– Употребление спиртного и/или наркотических средств.
– Совершение неоправданно рискованных поступков.
– Внезапное снижение школьной успеваемости, активности, потеря интереса к окружающей жизни.
– Противоречивость в отношениях и мыслях, например: одновременно любит и ненавидит родителей, братьев и сестер.
– Написание прощальных записок или записок-завещаний, раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи.
– Частое прослушивание печальной, депрессивной музыки.
Советы для родителей:
- Открыто обсуждайте школьные и личные проблемы детей.
- Помогайте своим детям ставить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
- Не оставляйте ребенка один на один с проблемой. Учите его способам разрешения жизненных ситуаций.
- Обязательно оказывайте содействие в преодолении препятствий.
- Одобряйте и поддерживайте словом и делом любые стоящие положительные начинания ребенка.
- Не применяйте физические наказания ни при каких условиях.
- Установите заботливые взаимоотношения с ребенком. Любите и проявляйте заботу о своих детей вне зависимости от возраста, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
- Умейте показывать свою любовь к ребенку, чаще обнимайте и целуйте его.
- Научитесь принимать своих детей такими, какие они есть. “Что посеешь, то и пожнёшь!” – гласит народная мудрость. Поэтому любите своих детей, будьте искренними и честными с ними.
- Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации.
- Будьте внимательным слушателем.
- Помогите определить источник психического дискомфорта.
- Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.
- Помогите ребенку осознать его личностные возможности, покажите свою веру в силы ребенка.
- Не читайте нотации, не предлагайте неоправданных утешений, не высмеивайте его мысли и идеи.
- Не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.
- Помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку, увлечения.
- Не игнорируйте ребенка, его желание получить внимание.